18.11.2005



«Мы не войдем в историю хоть с какими-нибудь … благими деяниями», - произнес Файзулла Ходжаев в заключительном слове на суде в Москве 12 марта 1938 г. Через три дня его расстреляли вместе с Николаем Бухариным, Алексеем Рыковым, Генрихом Ягодой, Акмалем Икрамовым и др. Он прожил всего 42 года, из которых 17 лет был руководителем правительства: сначала Бухарской Республики (1920-1924), а затем Узбекской ССР (1925-1937). Человек с такой судьбой не мог не считать себя значимой исторической фигурой. Что же тогда стоит за его самоотрицанием?






Файзулла Ходжаев – бухарский путь в революцию



Файзулла Ходжаев, безусловно, ключевая политическая фигура узбекской истории 1920-1930 гг. Его фантастическая карьера и трагический финал оставили множесvтво неясностей, прикрытых противоречивыми мифами XX века. Сталинский суд 1938 г. объявил его «врагом народа», организатором националистического заговора с целью отделения Узбекистана от СССР. «Cообщниками» и «покровителями» Ходжаева были названы крупные фигуры советского государства - противники сталинского режима. В хрущевско-брежневской исторической традиции суд над «троцкистами», среди которых оказались и Файзулла Ходжаев с Акмалем Икрамовым, был объявлен блефом. А значит заговора не было и Ф.Ходжаев был в числе верных большевиков, противостоящих сталинской деспотии? Но представлять его последовательным коммунистом - то же, что называть «сыном лейтенанта Шмидта». Не случайно Ильф и Петров этот образ списали с реальной фигуры - молодого кокандца Тургуна Хасанова, выдававшего себя за «руководителя узбекского правительства Файзуллу Ходжаева».



Он родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства. В конце XIX-начале XX в. это было государство классической азиатской монархии во главе с амирами рода мангытов, находившееся под протекторатом Российской империии. Отец Ф.Ходжаева был купцом-миллионером, сделавшим состояние на экспорте каракуля. В 11 лет Файзулла вместе с отцом выехал в Россию и до 1911 гг. учился в Москве. В 1912 г. отец умер и после раздела наследства Файзулле досталась часть имущества отца, в т.ч. дом в старобухарском квартале. Сегодня здесь дом-музей Ф.Ходжаева, представляющий культуру бухарского купечества XIX-XX вв. Понятно, что взгляды и убеждения молодого Файзуллы отражали интересы национального капитала, вступившего в конкуренцию с наиболее крупным капиталистом ханства - самим бухарским амиром. Отсюда берет начало стремление к реформам и путь во власть через революцию. Признание Ходжаева на суде вполне достоверно: «…я был воспитан как националист, и то небольшое, кратковременное участие мое в революционном движении..., благодаря которым, как я думал, я изжил свой национализм…– в самом деле это оказалось неправильным»…



Революционные идеи, сотрясающие в первые десятилетия XX в. устои европейских и азиатских монархий, увлекли Файзуллу еще в годы учебы. Уже в 1913-1915 гг. он включился в движении бухарских джадидов (от араб. "джадид" – новый). Это было культурно-просветительское движение либеральной, прежде всего, духовной, интеллигенции, идеалом которых был просвещенный и «справедливый амир, обладающий светлым разумом». К этому кругу принадлежали видные писатели Бухары Садриддин Айни (1878-1954) и Абдул Рауф Фитрат (1886-1938). Они выступали за модернизацию просвещения и открытость к достижениям мировой культуры. Проводниками идей джадидов были новометодные мактабы и издания джадидской ориентации. С 1916 г. среди бухарских джадидов при активной роли Фитрата и Ф.Ходжаева стало оформляться политическое движение младобухарцев - молодых прогрессистов, получивших образование в России, Турции, Европе. Их объединяло стремление к политическому обновлению ханства. Примером были младотюрки, революцией 1908 г. добившиеся ограничения султанского абсолютизма, и, пропагандирующие идеи пантюркской общности.



Февральская революция 1917 г. в России вынудила последнего бухарского амира Сайид Алим-хана (1910-1920) на политические уступки и принятие декрета о реформах. Однако ответный энтузиазм джадидской общественности настолько испугал амира, что декрет был отозван, а джадиды подвергнуты репрессиям. В ходе тех событий сильно пострадал Садриддин Айни. Это привело к радикализации левых бухарских джадидов и их организационному оформлению в партию младобухарцев. Ф.Ходжаев и Фитрат вошли в состав её Центрального Комитета. Программа реформ младобухарцев, составленная Фитратом, намечала реорганизацию Бухарского ханства по младотурецкому образцу, установление демократической республики и светских начал правосудия.



В 1917-1918 гг., несмотря на революционные события в России, власть амира Сайида Алим-хана еще была достаточно устойчива. Большевики признали независимость ханства и отменили соглашение о протекторате России. Тогда младобухарцы решили заставить амира пойти на перемены силой, используя военные ресурсы туркестанских большевиков. В этот момент в качестве наиболее радикального лидера младобухарцев и выдвигается Файзулла Ходжаев. Он взял на себя инициативу переговоров с председателем Совнаркома Советского Туркестана Ф.Колесовым и возглавил революционный комитет по подготовке восстания. В марте 1918 г. Колесов с крупным военным отрядом прибыл в Каган. Амиру был направлен ультиматум Колесова и Ходжаева с требованиями: «Распустить существующее при Вас правительство и назначить на его место Исполнительный Комитет младобухарцев». Алим-хан сделал вид, что уступил и прислал текст нового манифеста: «Предоставляя всему нашему народу свободу слова, свободу промысла, свободу обществ.... учреждаем в составе бухарских либералов Исполнительный Комитет и все реформы проводим по программе и указанию этого Комитета…».



Однако большевики и младобухарцы просчитались. Затянув переговоры, амир собрал значительные силы и вынудил Колесова отступить. В Бухаре была устроена резня, в которой погибли до полутора тысяч сторонников младобухарцев. Около 8000 человек, в т.ч. подавляющая часть младобухарцев, эмигрировали из Бухары. Часть из них, включая Садриддина Айни, приняли российское подданство. Шок поражения и угроза уничтожения вынудили Ф.Ходжаева покинуть Среднюю Азию: «После мартовских событий 1918 год… я был объявлен вне закона, присужден к смертной казни, бежал в ... Россию». Эмиграция еще более сблизила младобухарцев с большевиками, часть из них вошла в состав только что созданной бухарской компартии. В 1918-1919 гг. Ф.Ходжаев работал в Наркоминделе РСФСР и организовал в Москве отделение младобухарской партии, а по приезду в Ташкент в 1920 г. – Центральное бюро партии младобухарцев-революционеров.



Успехи советского строя в России и конктакты с большевиками кардинально изменили политические замыслы младобухарцев. Они отказались от идеи конституционной монархии и взяли курс на свержение амира. Это соответствовало и планам большевиков, рассматривающих амира Бухары как главную угрозу советской власти в Средней Азии. Для легитимного устранения амира нужны были основания, лучше всего, народное восстание, обратившееся к правительству РСФСР за помощью. Этот сценарий был взят за основу. Свержение бухарского амира начало готовиться как красноармейская войсковая операция. «Революция» в Бухаре стала делом командующего Туркфронтом РСФСР Михаила Фрунзе, который докладывал Ленину: «… недовольство эмиром в широких народных низах существует..., но организованности никакой, и в связи с общей рабской психологией низов в открытое движение самостоятельно вылиться не может». Потому, сообщал Фрунзе, для «скорейшей ликвидации эмирата» необходима «организация революции путем непосредственного участия наших сил».

Арапов А.В.



На правах рукописи



Сайт создан в системе uCoz